Мой город — Оренбург
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

«Наша задача — подготовить для государственной службы чиновников нового типа»

Зачем современным чиновникам нужна клиентоориентированность, почему в системе госуправления должно быть не больше десяти процентов новаторов и в чем уникальность МГУУ Правительства Москвы «Учёбе.ру» рассказал исполняющий обязанности ректора вуза Василий Фивейский.
Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
14 апреля 2015

Какие люди нужны на государственной службе

Каких специалистов сейчас не хватает в сфере госуправления и в бизнесе?

Если говорить о системе госуправления, прежде всего, нам не хватает хороших специалистов в области проектного управления, причем в самых разных сферах — и в здравоохранении, и в образовании, и в строительстве, и в транспорте. В бизнесе их называют менеджерами проектов. На рынке труда вообще не так много хороших менеджеров подобного уровня, руководителей, которые могут вести проекты, и они никогда не сидят без работы.

Если говорить про нашу систему госуправления — в частности, московскую, — то в ней хотелось бы видеть хороших специалистов по работе с населением и тех, кто знает, как предоставлять правильный клиентоориентированный сервис. Основная задача чиновников и органов власти Москвы — обеспечивать качественный, профессиональный сервис населению — тем конечным потребителям, для которых мы работаем. Качественный сервис — это и система, которую мы выстраиваем, и, конечно, сами госслужащие, к которым люди приходят со своими вопросами и проблемами.

Также есть недостаток в профильных специалистах для префектур, департаментов строительства, транспорта. Они есть, но хорошие специалисты всегда будут в цене и всегда будут востребованы.

Людям с какими чертами характера стоит идти учиться на госслужащего?

Прежде всего, будущими госслужащими должны быть ответственные люди с высоким уровнем правосознания. Если человек хочет связать свою жизнь с государственной службой, он должен понимать уровень ответственности и то, как он должен работать, чтобы достичь максимального результата. Еще одно важное качество — клиентоориентированность — понимание того, для кого мы работаем и как вообще должна работать вся система госуправления.

Сейчас в Москве и в целом по России клиентоориентированность — это тренд.

Если у работников есть четкое и правильное понимание, то, соответственно, на каждом уровне процессы будут выстроены качественно и эффективно.

Качества, которые нужны не только на госслужбе, но и в бизнесе, — честность и порядочность. Чем выше человек поднимается по служебной лестнице, тем больше получает возможностей для принятия решений — и в этот момент честность и порядочность начинают играть все большее значение. Чаще всего чиновников ругают именно за то, что им не хватает ответственности и элементарной порядочности. Конечно, соблазнов на высоком уровне бывает много, и именно поэтому такие качества нужны в первую очередь.

Ваша миссия — подготовка специалистов-новаторов или специалистов, которые будут работать с тем, что уже есть?

Для того, чтобы система была сбалансированной, нужны и те, и другие. Если все, кто приходит на работу в органы власти, будут новаторами, то, наверное, система не будет правильно функционировать.

Сейчас в Москве, по сути, происходит реформа госуправления. Поэтому важно, чтобы на ключевых позициях были люди со свежими идеями, которые помогут эту систему выстроить. Но, начиная с того момента, как появляется определенный четкий план и понимание, как система должна работать в новых условиях, нужны профессионалы и руководители, которые будут реализовывать эти инновационные идеи. Естественно, хороший уровень исполнительского мастерства также очень важен. По моим оценкам, пяти-десяти процентов людей с инновационным складом ума вполне достаточно для того, чтобы система сбалансировано работала. Если их будет больше, баланс может нарушиться.

Особенности государственного управления

Какие проблемы есть в современном госуправлении?

Мы можем вернуться к вашему первому вопросу: в первую очередь, я бы назвал проблемы качественного проектного управления. Оно само по себе — целая отдельная наука. Проектный руководитель должен уметь все держать в голове одновременно и правильно управлять и узкопрофессиональными аспектами, и финансовыми, и экономическими, и социальными. Он должен работать одновременно с большим количеством параметров, отслеживать и добиваться намеченных целей, обеспечивая реализацию проекта с максимальной эффективностью. Это, наверное, одна из самых сложных задач в управлении.

Реализовать поставленную задачу возможно практически всегда, однако необходимо, чтобы она была выполнена в нужный срок, без существенного превышения заложенного бюджета, а также позитивно оценена нашим основным заказчиком — населением. Когда мы ставим на весы все эти критерии, понимаем, что совершенно недостаточно просто решить поставленную задачу: важно выполнить при этом ряд определенных условий. Это и является самым сложным. Эта проблема есть в системе госуправления как у нас, так и в других странах. Необходимо научиться решать такие задачи оптимальным способом с минимальными рисками, следуя всем заданным параметрам.

Есть ли у российского госуправления собственные проблемы, которые не свойственны госуправлению других стран?

Это очень непростой вопрос. Есть темы, которые можно развивать бесконечно, но одна из них особенно важна — умение правильно контактировать с населением, с жителями, слышать их потребности, принимать соответствующие решения и реализовывать проекты. Госслужащий должен делать свою работу так, чтобы, с одной стороны, решались важные государственные задачи, с другой, — чтобы при этом не ущемлялись интересы нашего основного заказчика. Это — одна из главных проблем. Она не уникальна для России, но здесь она стоит особенно остро.

Вторая вещь, которой, как мне кажется, нам надо учиться, — экономика реализации проектов. К сожалению, часто бывает так, что о правильной, четкой экономике того или иного проекта мы думаем в последний момент. Опять же, как показывает опыт других стран, довольно типичным случаем является увеличение первоначального бюджета проекта.

Например, мы собираемся построить дорогу, мост или какой-то иной объект и планируем определенный бюджет, а потом он вырастает в разы.

Как показывает наш опыт международных стажировок и общение с зарубежными коллегами, такая проблема есть во всех странах. При этом вопрос заключается в масштабах этих изменений бюджета. Мне кажется, очень важно уметь управлять им так, чтобы первоначальный прогноз, несмотря на все форс-мажорные ситуации, не отклонялся в 5-7 раз от первоначального. Это вопрос эффективной экономики реализации госпроектов.

Как обучают в МГУУ Правительства Москвы

Есть ли принципиальная разница в подготовке управленцев для бизнеса и для госслужбы?

И да, и нет. Если мы говорим о профессиональных областях — изучении экономики, финансов, — то разница будет только в том, что специалист в госуправлении будет изучать государственные финансы (работу казначейства, например) в большей степени, чем финансы в бизнесе.

У менеджера в бизнес-экономике все происходит наоборот. Тем не менее, я думаю, что для подготовки специалиста хорошего, профессионального уровня, каждый из них должен изучать и то, и другое.

Наверное, разница будет также заметна на уровне практики, которую студент будет проходить. Кроме того, различия заметны на этапе отбора, когда человек сам делает профессиональный выбор — решает, куда ему пойти учиться и чем потом заниматься.

Сама работа таких двух специалистов, конечно, отличается, — прежде всего, тем, что у них должно быть немного разное мышление. В системе госуправления люди не ориентированы на получение прибыли, они должны в большей степени думать о том, как эффективно реализовать бюджет и достичь поставленных целей.

Человек, работающий в бизнесе, планируя какой-либо проект, напротив, думает, прежде всего, о прибыли. В целом стоит отметить, что для работы и в бизнесе, и на госслужбе нужно качественное, практикоориентированное образование. А спецификой деятельности выпускник овладеет непосредственно на конкретном рабочем месте. Данные вопросы мы решаем в одной из наших магистерских программ «Управление государственными программами и проектами». Обучение слушателей особенно значимо для внедрения проектного управления в организациях государственного сектора и муниципального хозяйства.

Кого из действующих управленцев вы приглашаете читать лекции будущим госслужащим?

Несколько заведующих нашими кафедрами — действующие руководители органов исполнительной власти города Москвы. Один из них в недавнем прошлом — руководитель Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы, ныне — префект Юго-Восточного административного округа города Москвы Андрей Цыбин. Руководителем магистерской программы «Управление государственными и муниципальными закупками» является руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев. Кафедру финансового менеджмента в МГУУ Правительства Москвы возглавляет начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков. Естественно, заведующие кафедрами приглашают специалистов из своих ведомств для проведения занятий со студентами и госслужащими, проходящими повышение квалификации. На программах повышения квалификации госслужащих 70-80% учебного материала дают приглашенные эксперты из органов власти города Москвы.

У нас проводят занятия Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Максим Решетников, префект Северо-Восточного административного округа Москвы Валерий Виноградов, руководители подведомственных учреждений, например, руководитель «Московского центра „Открытое Правительство“» Наталья Климова. Мы стараемся, чтобы профильные занятия проводили первые лица или их заместители. Руководители того или иного направления часто являются и его идеологами и главными экспертами. Нам очень важно, чтобы наши студенты и слушатели получали информацию из первых уст, именно от тех руководителей, которые развивают то или иное направление.

Где проходят практику ваши студенты?

Студенты проходят практику в органах исполнительной и законодательной власти: в префектурах, министерствах, комитетах, в Московской городской Думе. Нам никогда никто не отказывает. Организацией практики у нас занимается Центр развития карьеры, который с самого первого курса ведет профориентационную работу со студентами. Также наши ребята ежегодно выезжают на практику в Германию. Они знакомятся с особенностями городского самоуправления в стране, имеют возможность провести сравнительный анализ, изучить немецкий опыт работы государственных служащих. Все это возможно благодаря многолетнему сотрудничеству нашего Университета с Фондом имени Конрада Аденауэра.

Многие ли из ваших студентов устраиваются на работу в Правительство Москвы после завершения обучения?

Порядка 80% наших выпускников остаются работать в органах исполнительной власти города Москвы. Кто-то идет работать на федеральный уровень, кто-то уходит в бизнес. Последние тоже поступают правильно, ведь пользу своей стране можно приносить не только на госслужбе. Конечно, эта цифра — плавающая, потому что тот, кто работает в системе госуправления, может через какое-то время уйти работать в коммерческие структуры и наоборот.

Существует ли у вас заказ на кадры? Где работают ваши выпускники?

Мы проводим соответствующий ежегодный мониторинг, собираем от органов власти информацию о потребностях в разных специалистах. Те направления подготовки, которые мы каждый раз объявляем при наборе студентов, соответствуют прогнозируемой потребности в специалистах того или иного профиля. Часть наших студентов учится за счет бюджета города, часть — на собственные средства, поэтому сейчас у нас нет обязательного распределения, как это было раньше, когда студент, обучающийся на бюджетной основе, обязан был отработать несколько лет в органах исполнительной власти города Москвы. Я считаю, что это правильно, потому что сейчас выпускник сам принимает решение о том, где ему лучше работать. Это происходит осознанно, и никто его не заставляет.

Наша задача — отобрать в органы исполнительной власти лучших выпускников.

С одной стороны, мы готовим специалистов под государственный заказ, с другой — у нас есть еще и социальная функция, мы хотим выпускать конкурентоспособных специалистов, которые будут приносить пользу своей стране на любом поприще.

Подстраивается ли подготовка управленцев в вашем вузе под требования времени, текущей политической и экономической ситуации?

Прежде всего, мы ориентируемся на профессиональные стандарты. Для нас очень важно качественно готовить профессиональных работников. Если говорить о повышении квалификации московских чиновников, мы стараемся давать им знания и развивать компетенции, которые находятся на острие времени. Практически все наши программы для чиновников — практико-ориентированные и короткие (в пределах 20 часов). Естественно, мы стараемся давать все самое нужное и востребованное на сегодняшний момент, находящееся в тренде развития той и иной сферы в Москве.

Если говорить о подготовке студентов, конечно, мы также должны идти в ногу со временем. Прежде всего, это касается применения инновационных форм обучения, а также использования возможностей прохождения практики в органах исполнительной власти города Москвы.

Стараемся знакомить студентов с зарубежным опытом — в образовательные программы включены стажировки за границей (в Германии, Чехии), с целью изучения проблем системы госуправления и городского хозяйства и путей их разрешения в других странах. У них есть чему поучиться.

Как вы считаете, насколько зарубежный опыт в области госуправления может помочь последующей работе здесь, в Москве или в другом городе России?

Эта практика, несомненно, им помогает. По моему мнению, самое главное в подготовке студентов — дать им возможность ознакомиться с тем, как работает система госуправления и городского хозяйства в реальности, чтобы они не только изучали теорию, но и видели, как работают органы власти и подведомственные учреждения в современных условиях. На практике они узнают, как готовятся документы (вплоть до того, как пишутся разного рода служебные записки и отчеты), как проводятся совещания, как реализуются те или иные проекты, как планируется бюджет. Таким образом, заканчивая вуз и приходя на работу, выпускник не испытывает шока. (Как говорят в шутку, «Забудьте все, чему вас учили в вузе, мы вам покажем, как нужно работать на самом деле».) С моей точки зрения, такого скачка не должно происходить. Приходя после вуза на работу в орган исполнительной власти или бюджетное учреждение, выпускник должен соприкасаться с уже знакомыми ему вещами и просто наращивать свой профессиональный опыт.

Опишите идеального выпускника вашего вуза.

Я начну с типичной, тривиальной вещи. Идеальный выпускник должен быть, с одной стороны, хорошо подготовлен профессионально (в том числе — теоретически), с другой — четко представлять практическую составляющую своей будущей работы. Теоретическая подкованность — это очень важно, но выпускник, придя на рабочее место впервые, должен четко представлять, что от него будут требовать, должен сразу включиться в работу. Период адаптации должен быть минимальным.

Если говорить о выпускнике, который будет работать в государственных структурах, он должен любить свой город, свою страну и ему действительно должно быть интересно работать на государство на любом уровне. Эту мотивацию невозможно создать искусственно, при помощи большой зарплаты или дополнительных преимуществ. Очевидно, что эти вещи будут привлекать на работу больше людей, но это далеко не означает, что они будут работать с полной отдачей, ответственно, и будут любить то, что делают.

«Мы обеспечиваем непрерывное образование для госслужащих»

В чем особенности программ повышения квалификации МГУУ Правительства Москвы?

Их главная особенность — ориентированность на практику. Образование должно быть непрерывным, практикоориентированным и эффективным. И мы эту цепочку поддерживаем. В принципе, построение наших программ повышения квалификации для госслужащих следующее: мы берем существующие тренды, проекты, программы города Москвы и «упаковываем» их в соответствующий образовательный продукт. Часть наших программ содержат информацию о том, что происходит в Москве сегодня и что будет происходить завтра. Госслужащие, приходя к нам на занятия, получают информацию о том, куда мы движемся в области транспорта, строительства, здравоохранения, образования, государственных услуг.

Также у нас есть определенный блок программ, который можно было бы назвать «персональная эффективность руководителя и специалиста». Мы формируем навыки, которые, с одной стороны, стары как мир, а с другой — будут востребованы всегда. Для руководителя — это навыки публичных выступлений, проведения эффективных совещаний, переговоров, разрешения конфликтов, управления людьми. Этот управленческий блок у нас, в основном, проводится в тренинговом формате. Для специалистов мы предлагаем такие важные программы, как «Эффективные письменные коммуникации» (правила делового русского языка), «Навыки работы на компьютере» (они являются квалификационным требованием для госслужащего Москвы). В этот же блок входят правовые основы системы госуправления, знание проектов города Москвы, программы по клиентоориентированности (как правильно предоставлять сервис). Мы называем это блоком программ «Чиновник нового типа».

Кроме того, в подготовке госслужащих мы сейчас активно развиваем дистанционный формат обучения, — точнее, смешанный. Теоретические блоки, прослушать которые в аудиториях у госслужащих часто нет времени, мы стараемся переводить в качественный дистанционный курс. Таким образом, через некоторое время около 80% образовательных программ госслужащий сможет пройти в дистанционном формате и далее принять участие в круглых столах и экспертных консультациях для того, чтобы задать интересующие его вопросы и обменяться опытом с коллегами.

Один из хитов наших дистанционных программ — «Противодействие коррупции в органах исполнительной власти», который у нас за прошлый год прошли около 30 тысяч человек.

В курс входит теория, множество кейсов с примерами коррупционного поведения, тестирование. Интересно, что из этих 30 тысяч человек далеко не всем этот курс назначали как обязательный: многие проходили его сами, так как им было интересно. Эта тема очень важна и актуальна для госслужащих в любом субъекте федерации, в том числе и в Москве.

В чем заключается уникальность вашего вуза?

МГУУ Правительства Москвы — не совсем обычный университет. Мы являемся основной площадкой по реализации кадровых проектов города. Помимо образовательной части у нас есть консалтинговый блок. Эксперты наших кадровых центров проводят оценку госслужащих и кадровый аудит. К некоторым проектам мы привлекаем наших студентов, что для них также является очень важной и интересной практикой. Например, они постоянно участвуют в одном из таких проектов Правительства Москвы, как «Фотография рабочего дня», в ходе которого хронометрируется и анализируется распределение рабочего времени госслужащих, их загруженность в течение рабочего дня и четкое выполнение своих должностных обязанностей. Таким образом, помимо образовательных программ, которые мы предлагаем госслужащим, мы принимаем участие в реализации различных городских проектов, выступаем экспертами в кадровых технологиях на госслужбе и на практике помогаем органам власти города Москвы совершенствовать их рабочие процессы. Также студентам мы даем уникальную возможность изучить систему госуправления Москвы, получить практические навыки работы в органах исполнительной власти нашего города.

Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
14 апреля 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты