В этом уверен Яков Сомов, генеральный директор «Лекториума», одного из крупнейших просветительских онлайн-проектов России. Благодаря ему все желающие могут бесплатно и в открытом доступе смотреть лекции лучших отечественных преподавателей. Как задумывался проект, почему онлайн-курсы должны быть авторскими и в чем особенность российских студентов, Яков рассказал «Учебе.ру».
Мне всегда казалось, что многие люди находятся не на своих местах: хороший сапожник работает экономистом, хороший экономист — юристом и так далее. Так происходит, потому что в какой-то момент люди ошибаются с выбором образования, поступают не в те учебные заведения. Кстати, я не исключение: не закончил физфак университета, поскольку изначально выбрал не тот вуз. Чтобы помочь молодым людям с профориентацией, мы с Александрой Скородумовой решили создать платформу, на которой можно увидеть лекции лучших отечественных вузов. Это дает старшеклассникам возможность в два-три клика посмотреть, что происходит за закрытыми дверьми, познакомиться с преподавателями, оценить их манеру подачи.
Мне всегда казалось, что многие люди находятся не на своих местах: хороший сапожник работает экономистом, хороший экономист — юристом и так далее.
В 2009 году мы прежде всего начали искать видеозаписи лекций по математике, физике, сomputer science ‒ и тут неожиданно выяснилось: в академической среде вообще отсутствует собственный видеоархив. Нам ничего не оставалось, как взяться за видеопроизводство. Мы начали снимать сами, потом к проекту подключились волонтеры, появились коммерческие заказы и информационные партнеры. Сегодня в нашей команде работает 25 человек, у нас две студии в Москве и одна в Петербурге.
На своей платформе мы продолжаем размещать записи наших партнеров и видео, которые снимаем сами. В результате на «Лекториуме» сейчас собрана самая большая отечественная медиатека ‒ более 3000 академических лекций на русском языке. Еще одно направление работы «Лекториума» — создание МООС-курсов. Благодаря им все желающие могут бесплатно получать знания в концентрированном, информационно-плотном режиме. Каждый курс длится в среднем полтора месяца и состоит из 6-12 еженедельных выпусков десятиминутных видеороликов. Они снимаются в студии и разрабатываются специально для онлайн-просмотров. Студенты находятся в постоянном взаимодействии с преподавателями, выполняют домашние задания, тесты, общаются на форуме. Кроме этого, мы реализуем большой совместный проект с Центром педагогического мастерства в Москве, в рамках которого готовим целый блок онлайн-курсов по повышению квалификации для школьных учителей. Сейчас очень важно научить представителей вузов самостоятельно производить курсы. В июне мы открываем спецпроект «Лаборатории новых профессий», где научим всех желающих специальности «продюсер онлайн-курсов».
Поймите: люди не верят актеру. Они верят профессионалу, который может мгновенно «вынуть из головы» массу интересной информации. У нас нет задачи сделать все курсы нескучными. Один преподаватель может быть настолько скрупулезным по натуре, что обывателям покажется, что он скучно читает лекции. Хотя на самом деле эта педантичность помогает ему с успехом заниматься наукой и подходит студентам. А может быть преподаватель-весельчак с отменным чувством юмора и необычной манерой подачи. Все авторы разные. Я уверен: только через авторские курсы можно достучаться до студентов. За казенным словом «кафедра» скрываются конкретные люди, личности которых мы хотим раскрыть. О том, что «пифагоровы штаны на все стороны равны», все рассказывают примерно одинаково, но при этом студенты должны понимать, почему именно этот преподаватель стоит перед ними, какой путь он прошел, прежде чем оказаться в аудитории. Подчеркнуть авторские особенности преподавания помогает команда наших продюсеров.
Профессор ИТМО Александр Сергеевич Чирцов раз за разом делает потрясающие курсы по физике, один из которых ‒ «Небесная механика». Недавно он записал очередной красивый курс. На этот раз по кинематике. В трейлере к нему Александр Сергеевич демонстрирует принципы движения, съезжая с горнолыжного склона.
Конечно. Для меня очень важны два курса: по истории русской Арктики и по истории российской космонавтики. Это две темы, к которым я лично неравнодушен.
Все они очень голодные до знаний. Поскольку у них долгое время не было доступа к записям лекций, сейчас можно сделать курс по любой тематике и получить на нем многообразную аудиторию в несколько тысяч заинтересованных слушателей. У нас так происходило многократно. Например, осенью мы запускали курс по русской литературе «Петербургские перекрестки» в расчете на старшеклассников. Каково же было наше удивление, когда выяснилось: помимо школьников, на курс записались более двухсот учителей русского языка и литературы. Мне вообще кажется, что гуманитарные курсы пока недооценены, в их сторону мы постепенно движемся. Хотя при этом возникает одна большая сложность ‒ непонятно, каким образом проверять у гуманитариев домашние задания.
Онлайн — это лишь небольшой инструмент для улучшения образовательной сферы. С помощью него мы можем помогать в профориентации, давать дополнительные материалы для обучения.
Пока мы выдаем сертификаты, и в связи с этим существует главная проблема ‒ как подтвердить, что именно этот студент прослушал курс? А если это надо сделать для 10 000 человек? Сейчас это решается через систему сертификационных центров: слушатель прослушал курс, с паспортом приехал в определенное место и сдал тест. При этом возникает интересная ситуация: крупные компании, например «Яндекс», сертификаты, даже неподтвержденные, уже принимают. А большинство вузов ‒ нет. Насколько мне известно, в России сертификаты о прохождении онлайн-курсов сейчас официально учитывают только в Высшей школе экономики. Изменить ситуацию могут поправки в законодательстве. Мы их ждем.
Знаете, чего я боюсь после каждого интервью? Потом многие журналисты пишут примерно такой «замечательный» слоган: «Получи образование, не вставая с дивана». Это не так. В недавнем докладе Сколково «Эпоха „гринфилда“ в образовании» говорится о том, что в будущем образование будет включать в себя множество как онлайн-, так и офлайн-практик. Получить диплом, сидя на диване, все равно не получится. Онлайн ‒ это лишь небольшой инструмент для улучшения образовательной сферы. С помощью него мы можем помогать в профориентации, давать дополнительные материалы для обучения. Но в любом случае я уверен: хорошее образование можно получить только очно. Магия плохо передается по проводам.
Обсуждение материала
Оставить комментарий